Свежие комментарии

  • Владимир Карасев
    Кто то хорошо наварил, но это обыденность современной России с такой властью.Счетная палата: в...
  • Виктор Каменский
    Евдокия Васильевна, доктор занят, дел ни проворот, да и сам, по ходу,приболел.Обращение к добро...
  • Сергей Михалыч
    Это и есть АД министрация Воронежской обл в этом вся сутьОбращение к добро...

Сильные чувства, мужики, желаю каждому что-то подобное испытать: Подъем ГАЗ АА "Полуторка" из воды спустя 75 лет из-подо льда Ладоги

Истории блокады Ленинграда, рассказываемые мне петербуржцами по воспоминаниям их родных, создавали перед глазами страшные и величественные картины тех зим, когда ниточка "Дороги жизни" питала умирающий город, который врагу не сдали, и сдавать не собирались.

Так у меня возникла идея найти и поднять легендарную "полуторку" — одну из тех, что во множестве уходили под лед Ладоги, в многочисленные полыньи и разломы льда от бомб и снарядов.

Дорога возникает под ногами идущего, и наконец, 24 октября 2017 года я и моя команда подняли "полуторку" с глубины 6 метров в Ладожском озере, где она пролежала около 75 лет.

Подъем ГАЗ АА "Полуторка" из воды спустя 75 лет. Часть первая. газ аа, drive2, полуторка, реставрация, Великая Отечественная война, не мое, длиннопост

Дайверы готовятся к погружению.

Машина лежала капотом в сторону Кобоны, есть предположения, что двигалась именно туда от Зеленцов или вокруг них. Впрочем, водитель мог маневрировать, объезжать разлом льда, торосы, или просто пытаться уйти от обстрела с самолета — сейчас об этом сложно сказать. В ходе погружения автомобиль также мог изменить свое положение.

Лично мое мнение — "Полуторка" двигалась от Ленинграда.

Подъем ГАЗ АА "Полуторка" из воды спустя 75 лет. Часть первая. газ аа, drive2, полуторка, реставрация, Великая Отечественная война, не мое, длиннопост

Сразу после подъема

Каков мог быть характер ее груза? Сейчас сказать сложно. Из блокадного города вывозились и люди, и оборудование с заводов, и продукция предприятий, оставшихся и работавших в городе — оружие, запчасти для вооружения и техники.

Ничего похожего на оборудование, остатков ящиков или тары от запчастей в кузове и рядом с ним мы не нашли. Конечно, на Дороге Жизни работали и водолазные команды, поднимая груз с затонувших автомобилей, и я вполне допускаю, что ценный промышленный груз мог быть поднят именно этими людьми.

А если нет? Если "Полуторка" везла на соломе эвакуируемых людей — как это и делалось обычно? Кем они были? Хватило ли у них сил выбраться из полыньи — будучи ослабленными от голода, да еще в зимней одежде? Ответов на эти вопросы не знаю.

Колеса автомобиля были до упора вывернуты влево, а КПП была включена на 4 передаче — машина ушла под лед на скорости, вероятно — сползая правым бортом в полынью.

Подъем ГАЗ АА "Полуторка" из воды спустя 75 лет. Часть первая. газ аа, drive2, полуторка, реставрация, Великая Отечественная война, не мое, длиннопост

Передние колеса до упора вывернуты влево.

Об этом же свидетельствуют предметы и инструменты, найденные в правом углу кабины — похоже, что от крена они ссыпались по полу в дальний правый угол.

Подъем ГАЗ АА "Полуторка" из воды спустя 75 лет. Часть первая. газ аа, drive2, полуторка, реставрация, Великая Отечественная война, не мое, длиннопост

В правой части — инструмент некоторые вещи водителя

Об дно автомобиль ударился правым бортом, и вошел в донный ил примерно под углом в 40-45 градусов. Правые колеса, часть рамы и кузова оказались под слоем ила — это хорошо сохранило их. Вероятно, от удара об дно сорвало радиатор — его нашли под слоем ила перед двигателем, причем именно это его сберегло — можете сами убедиться, что он отлично сохранился. Герметичность пока не проверяли.

Подъем ГАЗ АА "Полуторка" из воды спустя 75 лет. Часть первая. газ аа, drive2, полуторка, реставрация, Великая Отечественная война, не мое, длиннопост

Сама схема подъема и простая и очень сложная — баржу-катамаран, на которой закреплена лебедка с блоком подвели к машине, зафиксировали стропы ("паук") на мостах и стали раскапывать и размывать грунт — попытка выдернуть автомобиль без этого попросту разрушила бы его.

Из обидных потерь состоялось две — на выходе из воды не выдержал кронштейн "запаски", и она ушла в воду. Поднятый ил и нулевая видимость не позволили ее найти.

Подъем ГАЗ АА "Полуторка" из воды спустя 75 лет. Часть первая. газ аа, drive2, полуторка, реставрация, Великая Отечественная война, не мое, длиннопост

Раскрытый кронштейн

Кроме того, отвалился и затонул глушитель — уже при буксировке. Конечно, есть его чертежи, и он был совершенно непригоден для восстановления, но все таки жаль.

Подъем ГАЗ АА "Полуторка" из воды спустя 75 лет. Часть первая. газ аа, drive2, полуторка, реставрация, Великая Отечественная война, не мое, длиннопост

Глушитель еще на месте — скоро оторвется.

Подъем ГАЗ АА "Полуторка" из воды спустя 75 лет. Часть первая. газ аа, drive2, полуторка, реставрация, Великая Отечественная война, не мое, длиннопост

В комке грязи и ила, который доставали со дна, автомобиль можно угадать весьма условно. Двигатель с агрегатами явился просто кучей грунта, отложения на раме и механизмах достигали толщины 6-7 сантиметров!

Подъем ГАЗ АА "Полуторка" из воды спустя 75 лет. Часть 2. Очистка деталей газ аа, drive2, полуторка, реставрация, Великая Отечественная война, не мое, видео, длиннопост

Где-то тут должен быть двигатель…

Главная задача при работе с подводными объектами — не дать засохнуть отложениям, иначе весь автомобиль можно смело передавать в музей в неизменном виде, отмыть его в дальнейшем будет крайне сложно. А вот пока отложения мягкие — они хорошо отстают даже без скребков и иных подручных инструментов.

Специально для нашей “Полуторки” мы арендовали неотапливаемый бокс, чтобы как можно дольше сохранить ее влажной.

Вот так выглядел двигатель с агрегатами:

Подъем ГАЗ АА "Полуторка" из воды спустя 75 лет. Часть 2. Очистка деталей газ аа, drive2, полуторка, реставрация, Великая Отечественная война, не мое, видео, длиннопост

И примерно так он выглядит после грубой очистки (некоторые агрегаты сняты):

Подъем ГАЗ АА "Полуторка" из воды спустя 75 лет. Часть 2. Очистка деталей газ аа, drive2, полуторка, реставрация, Великая Отечественная война, не мое, видео, длиннопост

Двигатель после грубой очистки

Подъем ГАЗ АА "Полуторка" из воды спустя 75 лет. Часть 2. Очистка деталей газ аа, drive2, полуторка, реставрация, Великая Отечественная война, не мое, видео, длиннопост

Вид спереди. Помпа снята.

А вот ускоренное видео (таймлапс) — просто чтобы вы понимали, что это за работа:

4:31

Немного фото о процессе:

Подъем ГАЗ АА "Полуторка" из воды спустя 75 лет. Часть 2. Очистка деталей газ аа, drive2, полуторка, реставрация, Великая Отечественная война, не мое, видео, длиннопост

Общий вид

Подъем ГАЗ АА "Полуторка" из воды спустя 75 лет. Часть 2. Очистка деталей газ аа, drive2, полуторка, реставрация, Великая Отечественная война, не мое, видео, длиннопост

Поперечина рамы

Подъем ГАЗ АА "Полуторка" из воды спустя 75 лет. Часть 2. Очистка деталей газ аа, drive2, полуторка, реставрация, Великая Отечественная война, не мое, видео, длиннопост

Карбюратор. Заслонка движется, внутри бензин 1941 года.

Подъем ГАЗ АА "Полуторка" из воды спустя 75 лет. Часть 2. Очистка деталей газ аа, drive2, полуторка, реставрация, Великая Отечественная война, не мое, видео, длиннопост

Генератор. Вращается, отправлен в перемотку.

Подъем ГАЗ АА "Полуторка" из воды спустя 75 лет. Часть 2. Очистка деталей газ аа, drive2, полуторка, реставрация, Великая Отечественная война, не мое, видео, длиннопост

Колесный диск и крепеж после очистки.

Вот еще пара таймлапсов на эту же тему.

0:55
1:23
1:39

Надо сказать, что работа была проделана огромная — только засохшего ила из бокса мы вывезли около 250 кг! Четверть тонны уже сильно подсохшей грязи!

Подъем ГАЗ АА "Полуторка" из воды спустя 75 лет. Часть 2. Очистка деталей газ аа, drive2, полуторка, реставрация, Великая Отечественная война, не мое, видео, длиннопост

Малая часть, столько грязи осыпается при очистке небольшого участка рамы.

Удивительно, что рама не сломалась при подъеме и транспортировке:

Подъем ГАЗ АА "Полуторка" из воды спустя 75 лет. Часть 2. Очистка деталей газ аа, drive2, полуторка, реставрация, Великая Отечественная война, не мое, видео, длиннопост

Рама весьма уставшая, могла сломаться в любой момент.

А еще нужно рассказать вам про коробку, которая оказалась полностью исправной, про двигатель который прямо сейчас находится в переборке, про задний мост и его сорванные пробки, про то, какие предметы мы наши в остатках кабины

— произвели грубую очистку силового агрегата и рамы, сняли двигатель:

Подъем ГАЗ АА "Полуторка" из воды спустя 75 лет. Часть 4. Промежуточные итоги drive2, газ аа, полуторка, реставрация, авто, длиннопост

Более-менее очищенный автомобиль

— сняли и очистили переднюю балку, передние тормозные механизмы с барабанами. (Есть интересные выводы и соображения, о чем в отдельном выпуске БЖ).

Подъем ГАЗ АА "Полуторка" из воды спустя 75 лет. Часть 4. Промежуточные итоги drive2, газ аа, полуторка, реставрация, авто, длиннопост

Передние тормоза. Сохранность изумляет!

— перебрали и законсервировали коробку, вот одно из 300 фото об этом процессе:

Подъем ГАЗ АА "Полуторка" из воды спустя 75 лет. Часть 4. Промежуточные итоги drive2, газ аа, полуторка, реставрация, авто, длиннопост

Разобранная КПП

— полностью отмыли, разобрали и дефектовали двигатель (следите за новостями)

Подъем ГАЗ АА "Полуторка" из воды спустя 75 лет. Часть 4. Промежуточные итоги drive2, газ аа, полуторка, реставрация, авто, длиннопост

Наш двигатель. Уже предварительно помыт, но еще в сборе.

— получили в дар от добрых людей запчасти — это и поисковики Карелии, и реставратор ГАЗ-67 который пожелал остаться инкогнито (ничего, еще уговорим его открыть свое лицо — страна должна знать хороших людей!) и реконструкторы ВОВ из Гатчины . О ком еще не успел — еще обязательно сделаю публикации и видео, и весьма скоро.

Подъем ГАЗ АА "Полуторка" из воды спустя 75 лет. Часть 4. Промежуточные итоги drive2, газ аа, полуторка, реставрация, авто, длиннопост

Подарок Дениса Фролова — реконструктора из Гатчины

Подъем ГАЗ АА "Полуторка" из воды спустя 75 лет. Часть 4. Промежуточные итоги drive2, газ аа, полуторка, реставрация, авто, длиннопост

Подарок поисковиков Карелии (Олонец)

Подъем ГАЗ АА "Полуторка" из воды спустя 75 лет. Часть 4. Промежуточные итоги drive2, газ аа, полуторка, реставрация, авто, длиннопост

Новый поддон — подарок от реставратора ГАЗ 67

Дело в том, что головка болта, оказавшись под водой, сильно корродирует, а вот само тело болта и резьба остаются неизменными и не ржавеют в принципе, откручиваются обычно "на ура". По сути — болт превращается в шпильку, которая почти ничего не фиксирует. Обратите внимание как выглядят болты крепления КПП:

Головки болтов крепления КПП фактически уничтожены коррозией.

Подъем ГАЗ АА "Полуторка" из воды спустя 75 лет. Часть 5. Как мы снимали силовой агрегат. drive2, газ аа, полуторка, реставрация, авто, видео, длиннопост

Поэтому основным риском при подъеме автомобиля было именно то, что коробка отойдет от двигателя, сорвется с кардана и нырнет обратно на дно.

По счастью, этого не произошло, хотя предательская щель толщиной примерно в полсантиметра на месте стыка и появилась (ее хорошо видно на этом фото):

Отчетливо видна щель между двигателем и коробкой

Подъем ГАЗ АА "Полуторка" из воды спустя 75 лет. Часть 5. Как мы снимали силовой агрегат. drive2, газ аа, полуторка, реставрация, авто, видео, длиннопост

Вот так выглядел силовой агрегат в процессе предварительной очистки:

Двигатель в процессе очистки

Подъем ГАЗ АА "Полуторка" из воды спустя 75 лет. Часть 5. Как мы снимали силовой агрегат. drive2, газ аа, полуторка, реставрация, авто, видео, длиннопост

Вид сбоку. Радиатор — для наглядности.

Подъем ГАЗ АА "Полуторка" из воды спустя 75 лет. Часть 5. Как мы снимали силовой агрегат. drive2, газ аа, полуторка, реставрация, авто, видео, длиннопост

Буквально на остатках болтов держались и помпа со стартером:

А вот так выглядел рычаг переключения КПП:

Рычаг КПП

Подъем ГАЗ АА "Полуторка" из воды спустя 75 лет. Часть 5. Как мы снимали силовой агрегат. drive2, газ аа, полуторка, реставрация, авто, видео, длиннопост

И вал КПП с кожухом:

Подъем ГАЗ АА "Полуторка" из воды спустя 75 лет. Часть 5. Как мы снимали силовой агрегат. drive2, газ аа, полуторка, реставрация, авто, видео, длиннопост

Сняв рычаг КПП, "трапецию" от передней балки, педаль сцепления — сняли и саму коробку:

Коробка снята! Хорошо видно, на какой стороне лежала машина в грунте

Подъем ГАЗ АА "Полуторка" из воды спустя 75 лет. Часть 5. Как мы снимали силовой агрегат. drive2, газ аа, полуторка, реставрация, авто, видео, длиннопост

Внизу — шаровая опора КПП на трапеции от передней балки.

Подъем ГАЗ АА "Полуторка" из воды спустя 75 лет. Часть 5. Как мы снимали силовой агрегат. drive2, газ аа, полуторка, реставрация, авто, видео, длиннопост

Вилка ходит, выжимной подшипник вращается…

Подъем ГАЗ АА "Полуторка" из воды спустя 75 лет. Часть 5. Как мы снимали силовой агрегат. drive2, газ аа, полуторка, реставрация, авто, видео, длиннопост

Венцы маховика отлично сохранились. Может потому, что заводили в основном с рукоятки?

Подъем ГАЗ АА "Полуторка" из воды спустя 75 лет. Часть 5. Как мы снимали силовой агрегат. drive2, газ аа, полуторка, реставрация, авто, видео, длиннопост

Сказать честно, это удивительное чувство — прикасаться к агрегатам, которые 3/4 века тому назад обслуживал и регулировал другой механик. Отворачивать болты, затянутые 76 лет тому назад…

Понимать, что именно эти шестерни толкали вперед нашу нехитрую "полуторку" груженную мукой, от которой зависело так много. Что именно это простой и грубый мотор был под обстрелами, о которых я только читал или видел в кино.

А еще перегревался и чихал, трещал своей примитивной коробкой без всяких синхронизаторов и прочих излишеств. Но работал крепко и погиб как солдат — в своем собственном бою.

Сильные чувства, мужики, желаю каждому в жизни что-то подобное испытать.

Извините, отвлекся…

Вот вам живое и наглядное свидетельство из той войны:

Присмотритесь к шестерне…

Подъем ГАЗ АА "Полуторка" из воды спустя 75 лет. Часть 5. Как мы снимали силовой агрегат. drive2, газ аа, полуторка, реставрация, авто, видео, длиннопост

Поясню… Пробег автомобиля — минимальный, тысяч 10, не больше.

Откуда знаю? Износ тормозов — минимальный, двигатель внутри — как с завода, рулевой механизм вообще не изношен — буду еще об этом рассказывать.

А вот шестерня КПП на фото имеет следы сильного износа, замятия…

Догадались, к чему это я? Машина ходила с перегрузом, причем серьезным.

Зимой 41-42 года протащить в Ленинград каждый мешок муки сверх плана — значит спасти сотню-другую жизней. Вот и грузили "полуторки" сверх всякой меры — иногда наваливая и до 3 тонн, то есть превышая вдвое проектную грузоподъемность.

Сани-прицепы тоже практиковались, вот так это и выглядело:

Полуторка я санями

Подъем ГАЗ АА "Полуторка" из воды спустя 75 лет. Часть 5. Как мы снимали силовой агрегат. drive2, газ аа, полуторка, реставрация, авто, видео, длиннопост

Потому и износ шестерни такой большой.

Вернемся в настоящее. Верхняя крышка, пальцы и вилка КПП — полностью работоспособны:

Коробка сразу после вскрытия

Подъем ГАЗ АА "Полуторка" из воды спустя 75 лет. Часть 5. Как мы снимали силовой агрегат. drive2, газ аа, полуторка, реставрация, авто, видео, длиннопост
Подъем ГАЗ АА "Полуторка" из воды спустя 75 лет. Часть 5. Как мы снимали силовой агрегат. drive2, газ аа, полуторка, реставрация, авто, видео, длиннопост

Впрочем, о коробке расскажу еще отдельно — были и радости, и трудности, всему свое время.

Это небольшое видео покажет как мы сняли двигатель и погрузили его в верный Ларгус:

3:48

Так двигатель попал к нашим друзьям из автоцентра ДИЛИЖАНС, на двигательном участке которой мы и перебираем наш мотор.

Основательно, бережно и очень серьезно:

Двигатель прибыл на переборку

Подъем ГАЗ АА "Полуторка" из воды спустя 75 лет. Часть 5. Как мы снимали силовой агрегат. drive2, газ аа, полуторка, реставрация, авто, видео, длиннопост
Подъем ГАЗ АА "Полуторка" из воды спустя 75 лет. Часть 5. Как мы снимали силовой агрегат. drive2, газ аа, полуторка, реставрация, авто, видео, длиннопост

К слову, перед лицом всех своих подписчиков, выражаю огромную признательность за безвозмездную помощь проекту "Полуторка" руководителю компании "Дилижанс" — Александру Михайловичу Пахомову:

Подъем ГАЗ АА "Полуторка" из воды спустя 75 лет. Часть 5. Как мы снимали силовой агрегат. drive2, газ аа, полуторка, реставрация, авто, видео, длиннопост

Именно ребята из "Дилижанса" полностью отмыли и дефектовали двигатель, отвели под его переборку отдельную комнату и выделили самых лучших мастеров.

Подъем ГАЗ АА "Полуторка" из воды спустя 75 лет. Часть 5. Как мы снимали силовой агрегат. drive2, газ аа, полуторка, реставрация, авто, видео, длиннопост

Спасибо вам, друзья. И от меня, и от всех, для кого мы возрождаем "Полуторку".

Ну а я, пожалуй, буду заканчивать этот отчет.

Впереди — подробный рассказ о том, что мы встретили внутри двигателя, какие сюрпризы и неожиданности нас ожидали, как живая история развития техники открылась в валах, сальниках, кулачках и кольцах, шагнув в наш век из прошлого.

Наконец, какое послание от механиков времен войны мы нашли внутри и что смогли из него понять.

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх