Михаил Стасов предлагает Вам запомнить сайт «Патриот России и Советского Союза»
Вы хотите запомнить сайт «Патриот России и Советского Союза»?
Да Нет
×
Прогноз погоды

Они должны понять, что нас много

Читать

Почему в бывших советских республиках ненавидят все русское

развернуть

«Их истребляли с большой жестокостью»

Почему в бывших советских республиках ненавидят все русское

Картина: Василий Верещагин. «Парламентёры. "Сдавайся!" — "Убирайся к чёрту!"»

26 октября президент Киргизии Алмазбек Атамбаев подписал указ о переименовании праздника — День Октябрьской революции стал Днем истории и памяти предков. Отныне 7 и 8 ноября в республике будут вспоминать Туркестанское восстание 1916 года, когда в среднеазиатских владениях Российской империи началось сопротивление призыву на тыловые работы. Впрочем, в указе говорится, что движущей силой тех событий стало «стремление народа к свободе». В соседнем Казахстане восстание тоже считают частью национально-освободительного движения. Почему соседи и союзники России продолжают строить государственную идеологию на антироссийской риторике, «Лента.ру» спросила у доктора исторических наук Сергея Волкова.

Почему суверенные республики, которые образовались после распада СССР, не выбрасывают эту часть советского нарратива из своей официальной истории?

Сергей Волков: Потому что все эти лимитрофные новообразованные государства базируют сам факт своего существования на отторжении от России. Это единственное, что они могут сказать в оправдание собственного существования и объяснить, как они появились на свет. Естественно, им надо как можно больше фактов и обстоятельств, которые можно было бы поставить в вину бывшей метрополии. Любопытно, что правительства в названных странах — с точки зрения пропаганды РФ — считаются «пророссийскими» (как, впрочем, считались проводившие такую же политику Кучма и Янукович и поныне считается Лукашенко, при котором признак хорошего тона — возводить государственную генеалогию к Великому княжеству Литовскому и воспевать битву под Оршей как победу над русской агрессией).

Как это увязывается?

Дело в том, что руководство РФ и формально, и по сути является продолжателем не Российской империи, а ее антипода — СССР, при котором всякая борьба против империи и «царизма» — что социальная, что национальная — приветствовалась и восхвалялась, и эта оценка никогда официально не менялась. Это позволяет, конечно, сохранять лицо при подобных выпадах соседей и спокойно реагировать на претензии к исторической России: ну, империи нам не жалко, мы-то ведь с вами братья по СССР, поэтому ликвидация наследия времен империи или притеснение русского языка и культуры не вызывают официальных протестов. Исходя из советской правовой основы им и сказать-то ничего нельзя: они и в СССР считались «государствами» с правом на выход, а теперь и подавно имеют право делать что угодно. Но когда в бывших республиках начинают избавляться от советского наследия, следует немедленная и жесткая реакция на грани истерики. Поэтому в сколько-то экономически зависимых от России лимитрофах это если и делается, то тихо, без особого шума, а с наследием исторической России и чем-то вообще «русским» можно не стесняться.

Восстание 1916 года было вызвано попыткой призыва на тыловые работы
Восстание 1916 года было вызвано попыткой призыва на тыловые работы
Фото: РИА Новости

Разве русское и советское в этих республиках не синонимы?

Нет. Чрезвычайно показательно, что в Прибалтике, например, устранение остатков дореволюционного наследия, вопиющая дискриминация «неграждан», искоренение русского языка и подобные вещи не вызвали и десятой доли той реакции, которая последовала за переносом (не ликвидацией даже) одного советского памятника. Вот кириллицу в Казахстане отменять, переименовывать основанные русскими города или сносить в Алма-Ате напоминающую о Верном историческую застройку можно спокойно, но попробовали бы в той же Алма-Ате демонтировать мемориал Панфиловской дивизии — такой бы крик поднялся! Власти в этих странах отнюдь не глупы, практичны и прекрасно знают, что в РФ никто им не скажет: мы наследники Российской империи, и если вам угодно демонстрировать враждебность к ней, то мы учтем это и пересмотрим преференции в отношениях с вами.

Было ли восстание 1916 года в Туркестане национально-освободительным, как это считается в Казахстане и Киргизии?

Никаких сформировавшихся на тот момент наций в Средней Азии и Казахстане не было — даже по советским меркам. По нациям и территориям регион «нарезали» в советское время, а Казахстан и Киргизия, автономии в составе РСФСР, в качестве «государств» и вовсе были созданы росчерком сталинского пера накануне принятия Конституции 1936 года. Восстание было вызвано тем, что коренное население Туркестанского и Оренбургского генерал-губернаторств не несло общегосударственных повинностей (в частности, не подлежало призыву в армию), и когда в 1916 году там попытались набирать на тыловые работы, это вызвало возмущение, которое подогревалось исламистской и пантюркистской пропагандой, плюс активно действовали турецкие агенты.

Поднимать на щит участников восстания 1916 года удобно только в условиях «безответности» со стороны России, так как оно объективно носило характер геноцида, как сейчас принято говорить, «этнической чистки». Восставшие истребляли в основном мирных русских крестьян-поселенцев, и действовали с большой жестокостью. В советское время документы о восстании (которое, естественно, тогда приветствовалось) издавались со стандартными купюрами: «далее опущено описание совершенных жестокостей». Но в архивах эти документы полностью сохранились, и на их фоне пресловутый ИГИЛ (ИГ, экстремистская организация «Исламское государство», запрещенная в РФ — прим. «Ленты.ру») покажется вполне цивилизованной организацией. Если бы российское руководство хоть сколько-то ассоциировало себя со старой Россией, ему было бы чем ответить. Но прославляющие восстание прекрасно знают, что Россия промолчит.

То есть в ближайшее время мы не увидим альтернативных точек зрения на события 1916 года в официальных кругах?

Не увидим. Ни этим государствам, ни РФ не выгодно восстанавливать конкретную картину тех событий. Осуждать и критиковать за это среднеазиатские государства — вовсе смехотворно: они на том и стоят. В самой РФ власти смотрят на дело не с точки зрения интересов традиционной российской государственности, а как наследники советско-коммунистического режима (а наследие советской идеологии предполагает восхваление и поддержку «национально-освободительного» движения) и больше всего боятся обвинений в «великодержавности» и «империализме», так что предпочитают вовсе молчать.

Получается, отстранение от России — это естественная часть официальной истории постсоветских стран?

Абсолютно естественная. Если бы отделилась, скажем, Архангельская область, там бы появились книги о том, что поморы — никакие не русские, что Москва их угнетала... Да любой даже из чисто русских регионов (хоть Новгород, хоть Тверь, хоть Рязань и так далее) в таких случаях стал бы строить свою «суверенную государственность» на противопоставлении Москве, раздувая и возводя в ранг «героического прошлого» столкновения с Московским княжеством в XIV-XV веках. Повторюсь: эти государства ведут себя нормально, вызывает вопросы российская реакция.

Сотни тысяч граждан лимитрофов (и прежде всего той же Киргизии) едут сюда на заработки, при том что в идеологии этих республик заложена мысль, что Россия — это плохо. Логика их правителей безупречна: раз мы пострадали, а вы сами это если и не признаете, то как минимум не опровергаете, — значит, вы нам должны. Им никто не скажет: раз вы демонстрируете враждебность к совместной истории, мы меняем свою политику. Даже намеков на такое не было. Зачем же нашим соседям что-то менять в своей риторике? Им надо сплачивать население на основании чего-то и против кого-то. Вот они и сплачивают.

Антироссийская риторика по отношению к событиям 1916 года звучит в тех республиках, территории которых в свое время добровольно вошли в состав России. Нет ли тут противоречия?

Пожалуй, даже прежде всего в них. Ожидать в политике благодарности за то, что было века назад, — наивно. В политике все определяется не моралью или доброй памятью, а прагматическими соображениями. Да, Средняя Азия была завоевана, причем ни одно из разгромленных Россией ханств невозможно назвать «национальным государством» узбекского или таджикского народа, а казахские жузы и северные киргизы сами попросились под покровительство России. Но ведут себя они совершенно одинаково, потому что одинаково считают выгодным для себя изживать российское влияние и сплачивать население на национальной основе, рассчитывая к тому же в этой политике на дополнительный бонус в виде подачек со стороны враждебных РФ государств мира.

Население Туркестана и Оренбургского генерал-губернаторства не несло некоторых общегосударственных повинностей
Население Туркестана и Оренбургского генерал-губернаторства не несло некоторых общегосударственных повинностей
Фото: ia-centr.ru

Получается, что ситуация в официальной оценке исторических событий пока не изменится?

Не изменится. А с чего и, главное, зачем ей меняться при той позиции, которую занимает руководство РФ по отношению к правопреемству с исторической Россией? Хотя и выдвинут тезис, что РФ является преемником как Российской империи, так и СССР, но он совершенно смехотворен, так как они абсолютные идеологические антиподы: СССР не только полностью отрицал преемство с империей, но и базировал свое существование на противопоставлении и ненависти к ней. И на практике мы видим, что преемство РФ идет только от СССР, так что политика в отношении южных соседей — лишь еще одно тому свидетельство. При этом пропаганде РФ на собственное население выгодно представлять этих соседей как безусловно дружеские страны (должны же быть у России хоть какие-то друзья). Поэтому Москва будет молчать, а они — делать то, что считают нужным.


Источник →

Ключевые слова: Книги
Опубликовано 14.11.2017 в 00:52

Комментарии

Показать предыдущие комментарии (показано %s из %s)
Рина Семенова
Рина Семенова serhio-63 Митрофанов 14 ноября, в 22:30 Путин не в гостях, он у себя дома. Он страну поднимает - но так, чтобы не всем это было заметно, чтобы не было, как когда-то: Сталина и Берию за быстрое развитие СССР убили, и приступили к развалу СССР. Или вы хотите, чтобы было как в США - страну возглавляют идиоты, а за их спинами постоянное правительство в виде корпораций? Текст скрыт развернуть
1
serhio-63 Митрофанов
serhio-63 Митрофанов Рина Семенова 14 ноября, в 23:28 Ну, что-же Рина пусть будет по Вашему, но лучше для меня по крайней мере, чтоб Его дом с моим ни как не сочетался?!, но жаль - по моему не будет никогда _ очень жаль!!? Текст скрыт развернуть
0
Вадик Царёв
Вадик Царёв 14 ноября, в 21:58 Всё дело в том , что 1982 года страной правят предатели ,АЛКАШ или тупицы . Текст скрыт развернуть
2
Владимир Сабакарь
Владимир Сабакарь Вадик Царёв 14 ноября, в 22:47 совершенно согласен.... Текст скрыт развернуть
1
Александр Максимов
Александр Максимов Вадик Царёв 14 ноября, в 22:55 Вы ошиблись ! Андропов не предатель и не алкаш! Текст скрыт развернуть
1
Вадик Царёв
Вадик Царёв Александр Максимов 14 ноября, в 23:06 СОГЛАСЕН . Текст скрыт развернуть
0
Ольга
Ольга Вадик Царёв 14 ноября, в 23:06 Алкаши-да,но сейчас уже давно в России-строй я бы назвала олигархическим клептократизмом-ворует,"не щадя живота своего"-вся верхушка...И управы на них-нет.Пока вся система не изменится! Текст скрыт развернуть
1
Вадик Царёв
Вадик Царёв Владимир Сабакарь 14 ноября, в 23:08 !!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!1 Текст скрыт развернуть
0
Вадик Царёв
Вадик Царёв Ольга 14 ноября, в 23:16 Я с Вами полностью согласен !!!! И крышует всё это - ставленник алкаша ВВП !!! Текст скрыт развернуть
-2
serhio-63 Митрофанов
serhio-63 Митрофанов Вадик Царёв 14 ноября, в 23:24 Разрешите Вадим - Вадик _ я поправочку внесу; с 1992 года, а не с 1982 отнюдь!!? Текст скрыт развернуть
0
Ольга
Ольга Вадик Царёв 14 ноября, в 23:26 Конечно!А откуда бы взялись миллиардеры братья Ротенберги,Тимченко, и иже с ними?.... Текст скрыт развернуть
1
Владимир Сабакарь
Владимир Сабакарь serhio-63 Митрофанов 15 ноября, в 18:00 с 1953 года.... Текст скрыт развернуть
0
Вадик Царёв
Вадик Царёв serhio-63 Митрофанов 15 ноября, в 22:49 А меченного Вы исключаете ? По моему он из их шайки-лейки . Текст скрыт развернуть
0
serhio-63 Митрофанов
serhio-63 Митрофанов Вадик Царёв 15 ноября, в 23:44 Но Вадим - Вы-же туда внесли (в список) Больного тяжело "Дедушку Черненко" и ненавидимого мною похлеще Путина двуличного Андропова Ю.В. которого все почему-то так возлюбили ныне!?, а Михал Сергеич - правда Ваша Тварь да ещё какая, но ещё большая Морготь его Раиса (он без неё 000 да ещё какой)!?. Текст скрыт развернуть
0
Вадик Царёв
Вадик Царёв serhio-63 Митрофанов 16 ноября, в 22:37 Так я и написал : со дня смерти ЛЕОНИДА ИЛЬИЧА БРЕЖНЕВА !!!!!!!!!!!! Текст скрыт развернуть
0
serhio-63 Митрофанов
serhio-63 Митрофанов Вадик Царёв 17 ноября, в 00:01 Виноват не углядел я этих строк . . . Текст скрыт развернуть
0
Nikolay Sviridenko
Nikolay Sviridenko 14 ноября, в 21:58 Нацизм ни кто не отменял, и им прекрасно пользуются все враги России. Денег на это они не жалеют, все эти цветные революции, они не стихийны, они хорошо организованы и оплачены. А предатели всегда найдутся. При Сталине, за разжигание нацизма карали жестоко, а сейчас - анархия, вся правящая верхушка занята воровством Текст скрыт развернуть
5
Рина Семенова
Рина Семенова 14 ноября, в 22:24 Ну автор наворотил! Как бы официально ни объявлялось, но Россия была и есть в различных - да, это так, но это этапы ее развития! - формах своего существования. Россия тем и отличается от всех других стран, что, развиваясь, она постоянно меняется, меняет свой строй, не стоит на месте. Россия - правопреемница не только царской России и СССР, но и всех форматов, в которых была на этапах своего многотысячелетнего сущствования. И когда была Тартарией - это тоже один из этапов нашей страны. Во времена Петра 1 была подчищена история России, уничтожены все документы, которые могли подтвердить ее могщество, и даже свидетели, сказители, передававшие из поколения в поколение устные сказания о земле нашей. Когда Ломоносов сумел разыскать историчеаские сведения о прошлом России, он пришел в ярость о преступлении в отношении истории страны, и воссоздал ее по крупицам. Но после его смерти занимавшие все ведущие места в Российской Академии немецкие профессора изъяли из дома Ломоносова все рукописи и уничтожили.
Так что, что бы правители ни решали, но мы-то знаем, что Россия - страна, история которой уходит далеко вглубь тысячелетий, а Европа - ошметки некогда единой великой страны, которые были выброшены на свалку как прогнивший и протухший продукт (помните слова Ивана Грозного: "А всех убогих и юродивых ссылать на Окраину - там им, дуракам, место";). Как, кстати, произошло и с СССР - искусственные образования, созданные из нарезанной царской России, народы которых были вытащены за уши из убогого существования, выучены, у них построили заводы, фабрики, ВУЗы, НИИ, ТЭС, АЭС, водохранилища - ну и хватит, дальше сами! А вот самим-то и не получается, дремучее прошло затягивает их назад...
Текст скрыт развернуть
3
Алина Антонова
Алина Антонова Рина Семенова 14 ноября, в 23:37 Потому что не надо никого тянуть за уши в "светлое будущее". Всё ( любой) человек должен заработать себе сам. "Как потопает, так и полопает." Текст скрыт развернуть
2
Рина Семенова
Рина Семенова Алина Антонова 15 ноября, в 00:58 Тут другое. У России задача в том и состоит, чтобы делать людей лучше, чище, порядочнее, умнее, подтягивать до уровня человека разумного. Ну миссия такая, что ж сделать? А то одине народ в космос корабли запускает, а другой в каменном веке живет.
Вон, Назарбев, бывший партаппаратчик, речь толкал, что Россия его великую страну много лет обирала, все недра высосала, лишила его родину великости. Лукаво умалчивая, что до СССР такой страны Казахстан не было. Ну и пусть тешит свое самолюбие, нам не до выяснения кто с кем спал, поголосят - и пусть дальше идут своей дорогой. Ведь Байконур забирать уже не хотят, тоже пытались выгнать специалистов, да дошло - что же папуасы будут делать с высокими технологиями, до которых им никогда не дорасти.
Текст скрыт развернуть
0
Показать новые комментарии
Комментарии с 41 по 60 | всего: 412

Последние комментарии

леонид авдеев
ВТОРОЙ МАКАРЕВИЧ
леонид авдеев Интернет-пользователи "похоронили" Дмитрия Дюжева
евгений кодола
Лилия Лилия
Константин Поляков
Виктор Фролов
Новое на сайте
Эрдоган - США: От вас до Сирии 12 тыс. км, что вы там делаете?..
17 ноя, 23:37
0 0
Перестаньте, сволочи, называть себя «Радио Свобода»
17 ноя, 23:05
+2 0
«Обороняша?» В соцсетях обсуждают нового сексуального пресс-секретаря министра Шойгу. ФОТО
17 ноя, 22:29
+34 147