Михаил Стасов предлагает Вам запомнить сайт «Патриот России и Советского Союза»
Вы хотите запомнить сайт «Патриот России и Советского Союза»?
Да Нет
×
Прогноз погоды

Они должны понять, что нас много

Читать

Макаревич о Болотной, Майдане, Серебренникове: «Не вижу ничего нового. Бродский переворачивается в гробу»

развернуть

Поэт, художник, музыкант и рок-совесть нации Андрей Макаревич кочует в эти дни по Москве с автограф-сессиями по случаю выхода его новой книги «Стихи. Графика. Песни», труда абсолютно ручной работы, в чем его и уникальность, включая собственноручные клавиры знаменитейших хитов, опубликованные впервые. Теперь хоть можно сравнить почерки одного из главных хит-мейкеров русского рока с Моцартом, Бетховеном или Рахманиновым…

Макаревич о Болотной, Майдане, Серебренникове: «Не вижу ничего нового»
Андрей Макаревич презентует книгу. Автор фото: Маргарита Шол

Каждая страничка, рисунок, буковка расписаны автором собственноручно, как домашний альбом. Или как рукописные монашеские книги еще до истории книгопечатания. Лидер «Машины времени», конечно, не монах, но пророческое и даже мессианское в его творчестве, деятельности, гражданских поступках, безусловно, присутствует. Поэтому эти «встречи с читателями» выходят еще и крайне содержательными, интереснее любых пресс-конференций. Голос же гуру, его тембр, интонирование, акценты — самодостаточная эстетическая категория, посему все происхоящее приобретает ни с чем не сравнимый аромат таинства…

Люди задают разные вопросы, получая искренние и обстоятельные ответы от маэстро: о счастье и красоте, об архитектуре и еде, о рэпе и рок-н-ролле, о детстве и революции. Еще, конечно, о Болотной и Майдане. Куда же без них? Учитывая бэкграунд автора — вольнодумный и критический. Спросили, почему он прохладно отнесся к Болотной и совсем по-другому к Майдану? Макар молвил:

— Я что-то не помню, чтобы говорил про людей, которые выходили на Болотную площадь, что они дурью маются. Это вообще не мой лексикон… Другое дело, что они вот вышли, и, в общем, это ничем не кончилось. А в Киеве они вышли и достояли до конца, добились своего. Что у них из этого вышло, вопрос второй. Никто не обещал, что сразу будет медом намазано. Так не бывает. Там люди оказались просто последовательными. Это заслуживает уважения, на мой взгляд...

Не обошли вниманием и громкий раздражитель дня — Кирилла Серебренникова. Взволованный вопрос: «Является ли арест Серебренникова скрытым намеком на то, что свободомыслящей интеллигенции следует замолчать?» — был уточнен скрипучей ремаркой с другого конца зала: «И не воровать еще!»

— Я считаю Серебренникова очень талантливым человеком, ярким режиссером, — прояснил свою позицию г-н Макаревич. — Но у нас в последнее время удивительная тенденция: арестовали какого-нибудь министра, и по всем каналам начинается трендеж: «Что вы думаете?» Выступают кто угодно: писатели, общественные деятели, депутаты… Ребят, вы же не знаете, что там произошло. Вы дело читали? Вы хотя бы приблизительно знаете, что там на самом деле? Я терпеть не могу этот некомпетентный трендеж для занятия эфирного пространства. Я очень надеюсь, что обвинения против Серебренникова тенденциозны и они рассыплются. Я сталкивался с театрами и их проблемами. Проблемы очень похожи. И по моему опыту, даже если происходят какие-то финансовые нарушения, то чаще к этому имеют отношение директор и бухгалтерия, а не режиссер. Я продолжаю надеяться, что все это кончится, перед ним извинятся. Надеюсь, что все будет нормально.

Вопросы, касаемые собственно творчества, конечно, доминировали. Возникло даже беспокойство: «Если слушать альбомы «Машины времени» в хронологическом порядке, то в какой-то момент становится понятно, что вы со временем охладевали к рок-н-роллу и другие музыкальные направления вас стали занимать больше», — обобщил один из поклонников.

— Тут все очень просто, — пустился объяснять Андрей Макаревич. — Поскольку мы рано начали, мне было-то 15 лет, первые годы это был такой ученический период, при том, что мы сами сочиняли песни. Мы слушали «Битлз», и у нас получались песни под «Битлз». Просто потому, что мы их очень любили. Потом появлялся Джимми Хендрикс, и у нас появлялись песни под Хендрикса. Потом — «Лед Зеппелин»… Сейчас очень смешно все эти параллели находить, но это была замечательная эпоха, когда каждый месяц возникало какое-то яркое музыкальное открытие, все цветы распускались тогда. Потом прошло лет десять-пятнадцать, и, в общем, у нас пропало в силу возраста желание кого-то копировать, на ком-то учиться, мы стали уже пытаться что-то делать из себя. А дальше волнами. Я считаю, что у нас последний альбом «Мы» достаточно рок-н-ролльный как раз получился. Это зависит от настроения конкретного времени, года…

— Вы вот несколько раз упомянули слово рок-музыка. Я вообще музыкой занимаюсь. У меня масса музыкальных проектов. Я очень люблю джаз, а то, что играет «Машина времени»… Я вообще не знаю, что такое рок и не рок. Я вижу границу между музыкой хорошей и посредственной. Песни сами решают, когда им появляться. Никто не застрахован от того, что завтра она постучится тебе в форточку и ты ее запишешь. Сидеть же под лозунгом «ни дня без строчки» и выдавливать из себя что-то, боясь, что вдруг ты потеряешь способность писать, а я знаю таких авторов, как правило, ничего хорошего не приносит. Это делать не обязательно. А вообще это страшно приятное занятие, я вас уверяю...

— Я подозреваю, что все истории сочинения песен выдуманы авторами для красоты. Песня сочиняется следующим образом: берется блокнотик, ручка, гитара и сочиняется. Вот и все. А то, что текст песни называется именно текстом, а не стихами, на мой взгляд, это правильно. Не потому что это стихи второго сорта, а это просто продукт, сделанный по другим законам. Он не существует сам по себе. Он рассчитан на соединение с музыкой, эта волшебная комбинация двух вещей и называется песней. Если оторвать от текста песни музыку, это будут неполноценные стихи. У меня такое ощущение возникает, когда я читаю, скажем, Высоцкого в книжке. Мне чего-то не хватает. Я все равно слышу его голос. А когда я слышу, как он поет, то это гениально совершенно. Точно так же можно угробить стих, если стихотворение было написано для того, чтобы его просто читали, а какой-нибудь не очень талантливый композитор решил его положить на музыку и не слышит, что получается ужасно, что он убивает стих своей музыкой и песни не выходят. Такое бывает сплошь и рядом. Не хочу о своих коллегах говорить плохо из соображений корпоративной этики. Но люди пишут целые циклы песен на стихи Бродского… Я думаю, что Бродский в гробу переворачивается. Он и при жизни-то авторскую песню не очень жаловал… Это тонкий вопрос, вопрос собственного слуха… Гениально сказал Псой Короленко: популярность — это талант при полном отсутствии вкуса. Точнее не скажешь...

— По поводу рэпа? Он как раз и состоит-то в основном из слов. Это вид музыкальной поэзии. Другое дело, что не часто эта поэзия бывает качественной, а иногда бывает очень качественной. Это не сильно близкое мне направление. Поэтому я с ним настолько не знаком и не готов обсуждать. Жизнь коротка, нам еле хватает времени на то, что нас интересует.

— «Машина времени» сейчас думает о 50-летии, которое на носу, хотя кажется, что еще далеко. А полтора года просвистят как из пушки. Серьезные концерты во всем мире как раз готовятся за полтора-два года. И мы пока еще не решили, как это будет выглядеть. Мне не нравится, когда от нас ждут, что мы будем чем-то удивлять. Мы не фокусники. У меня никогда не было желания выходить на сцену, чтобы кого-то удивить. Если возникнет желание что-то рассказать новое… А желание рассказать новое возникает, когда ты увидел это новое и оно тебя либо вдохновило, либо обрадовало, либо ужаснуло. Я ни черта нового, к сожалению, сейчас не вижу. У меня нет никакого желания об этом рассказывать в песнях. Посмотрим, может быть, что-то произойдет. Сейчас довольно быстро все вокруг меняется...

Последователь Андрея Макаревича из архитектурного института поинтересовался студенческими годами музыканта.

— Там каждый день складывался из ярких впечатлений, — расплылся именитый выпускник МАРХИ в блаженной улыбке. — Это была замечательная жизнь. Не знаю, как там сейчас, но в наше время там была прямо какая-то лицейская, очень демократическая атмосфера. Отношения между преподавателями и студентами, особенно между преподавателями творческих профессий: рисунка, живописи. Это было восхитительно, особенно после школы, сильный контраст. И потом преподаватели были очень сильные. Очень надеюсь, что стало не сильно хуже...

С учетом гражданственной пассионарности музыканта в финале встречи все закольцевалось на общественно-политической тематике — столетии русской революции:

— Не знаю, вряд ли я был бы на стороне революции и в 1917 году, сильно сомневаюсь. Я не знаю ни одной революции, после которой людям бы стало лучше, чем было до нее. Тем не менее с упорством, достойным лучшего применения, люди революции устраивают и устраивают. Я продолжаю наивно верить, что существует другой путь. Вот природа не знает революций, она развивается эволюционно. А мы знаем революцию, только что-то на планете все хуже и хуже. Может, что-то в консерватории подправить надо?..


Источник →

Ключевые слова: Книги
Опубликовано 15.10.2017 в 23:38

Комментарии

Показать предыдущие комментарии (показано %s из %s)
Дмитрий Косоногов
Дмитрий Косоногов Юрий Вахрушев 16 октября, в 22:30 Ты то сам на себя в зеркало смотрел? Мерзость говоришь..... Целое поколение выросло на его песнях. Это талантище. И за это он достоин уважения. А то , что он думает об украинском майдане так его право думать как , как он считает. Он не предавал Родину и никого не оскорблял. Он - человек. А вы? Гениталий эпохи...Что ты из себя представляешь? Парасячье хрюканье Текст скрыт развернуть
-4
valentin mironov
valentin mironov 16 октября, в 12:50 Автор, ты с какого дуба головой об асфальт рухнул. Слюни распустил . Это Макаревич рок-совесть нации? Этот штопанный презерватив ты ставишь рядом с Моцартом!!!!!!!! и Рахманиновым!!!!!!!? Если бы не Кутиков,который научил его играть на гитаре и Моргулис , его "машина "давно бы заглохла. Все хиты написаны не им . Текст скрыт развернуть
7
Дмитрий Косоногов
Дмитрий Косоногов valentin mironov 21 октября, в 02:24 Сам ты дуб, который на асфальт рухнул. Песни написаны им. Его "машина" уже пятьдесят лет не глохнет. Текст скрыт развернуть
-1
Анатолий Матвийчук
Анатолий Матвийчук 16 октября, в 13:15 Макар! Шоб ты пропал!
Ты не поймаешь птицу УЛЬТРАМАРИН!
Ты даже синицу не помаешь!
Макар ты пыль, ты прах. Ты это понимаешь ?
Текст скрыт развернуть
3
Валентин Шолохов
Валентин Шолохов 16 октября, в 14:22 Макаревич в Украины "свистульку" дует так как; -Украинские политики мечтают довести весь мир до киевского майдана! Текст скрыт развернуть
3
Докукин Алексей
Докукин Алексей 16 октября, в 14:27 Вот в чем согласен с Макаревичем, так это с тем , что тоже терпеть не могу "некомпетентный трендеж". А в остальном-лучше бы занимался музыкой и не лез в политику. Текст скрыт развернуть
2
Дмитрий Косоногов
Дмитрий Косоногов Докукин Алексей 21 октября, в 04:54 Так он и так не лезет в политику Текст скрыт развернуть
0
Докукин Алексей
Докукин Алексей Дмитрий Косоногов 22 октября, в 15:03 Вы правы, не то чтобы в политику лез, скорее пиарился своими высказываниями о нынешней власти вообще и Крыме в частности. Текст скрыт развернуть
0
mark nikitin
mark nikitin 16 октября, в 14:31 Иногда просто надо, чтобы кумиры прошлого становились такой оппозицией. Они помогают увидеть суть, того к чему призывали. Тот мир рушится, а он за него держится. Текст скрыт развернуть
-2
Everlast Первый
Everlast Первый 16 октября, в 15:13 Ну вот опять,рассмешили..."Совесть нации"?! Вы там,говорите,но не заговаривайтесь...Совесть нации,это те,кто гибнет на переднем краю,выполняя с честью,боевые задачи . Совесть нации,это те,кто создает-творит,фундаментальные ценности,восславляя страну. А этот клоун, кто? Трепло сраное... Текст скрыт развернуть
6
Людмила Цыклинская
Людмила Цыклинская Everlast Первый 16 октября, в 15:28 В точку! Текст скрыт развернуть
3
Валерий Николаевич Савенков
Валерий Николаевич Савенков 16 октября, в 15:38 @А в Киеве они вышли и достояли до конца, добились своего. @ Ну и чего они там добились. Только официально 10 тысяч убитыми в ВСУ. А сколько за этими цифрами угробленных человеческих судеб с обеих сторон. А экономика. а миграция и вообще чего она Украина, за этот период достигла не считая долгов которые нужно выплачивать теперь десятилетиями. И вот это результат он, Макаревич, считает "Никто не обещал, что сразу будет медом намазано." Ну тогда трудно представить, что бы он хотел видеть у нас в России. Текст скрыт развернуть
5
dekstex Сноватек
dekstex Сноватек 16 октября, в 16:26 иди карьтошку чисти скоро смак и ведро надо на мусорку вынести Текст скрыт развернуть
3
Татьяна Городкова
Татьяна Городкова 16 октября, в 16:27 Да Бродский Макаревичу морду бы набил. У него были разногласия с властью, но он никогда не поливал грязью Россию и не слвил бандеровскую Украину. Текст скрыт развернуть
5
Сергей Никитин
Сергей Никитин Татьяна Городкова 16 октября, в 18:48 Согласен, где Бродский и где -этот хмырь? Но они идут дальше,- Макар (я цитирую) и Моцарт, Макар и Рахманинов. Мессианство Макара. Макар и революция. Болотная, майдан, его гений, его книги тьфу, продолжать сил нет. Текст скрыт развернуть
4
Татьяна Городкова
Татьяна Городкова Сергей Никитин 17 октября, в 01:36 А чоо? Скромненько так...:)))))) Текст скрыт развернуть
0
Leonid PlиGin
Leonid PlиGin 16 октября, в 17:19 В СССР ЗАСлуженных РАботников Культуры называли коротко - засраки. Текст скрыт развернуть
3
Сергей Никитин
Сергей Никитин 16 октября, в 18:40 Меня чуть не стошнило, вы кого с Моцартом сравниваете, да ещё мессианство приписываете, вы, что совсем ку-ку? Текст скрыт развернуть
3
валентина бубнова
валентина бубнова 16 октября, в 21:18 Бродский тоже не подарок был и далеко не эталон,может для машиниста и так Текст скрыт развернуть
0
Евгений Гладков
Евгений Гладков 19 октября, в 22:30 Пусть уж остается музыкантом - политик из него отстойный. Текст скрыт развернуть
0
Показать новые комментарии
Комментарии с 1 по 20 | всего: 66

Последние комментарии

Людмила Федорова
Да кто будет у нас спрашивать?
Людмила Федорова Лужков раскрыл тайну Медведева: он не хотел уступать место Путину
Юрий Парфеньев
может вы и правы
Юрий Парфеньев Лужков раскрыл тайну Медведева: он не хотел уступать место Путину
Valeri Greg
Andrew
Игорь Тарасов
Новое на сайте
Надо что-то решать! Явлинский выступил за международную конференцию и новый референдум по Крыму
18 ноя, 21:28
0 1
Новая русская лодка, которая кардинально изменит этот мир к лучшему (видео)
18 ноя, 19:03
+5 1
Эрдоган - США: От вас до Сирии 12 тыс. км, что вы там делаете?..
17 ноя, 23:37
0 0